Аккумуляторы для парусников

Зачастую представляет определенные трудности использовать напрямую энергию, генерируемую солнечными или ветровыми установками.

Поэтому электричество обычно сохраняется в специальных аккумуляторных батареях для последующего использования.

Емкость батареи
Количество энергии, которое может быть сохранено в батарее, называется ее емкостью. Она измеряется в ампер-часах. Одна АБ емкостью 100 Ач может питать нагрузку током 1 А в течение 100 часов, или током 4 А в течение 25 часов, и т.п., хотя емкость батареи снижается при увеличении разрядного тока. На рынке продаются батареи емкостью от 1 до 2000 Ач.

Срок службы
Для увеличения срока службы АБ желательно использовать только малую часть ее емкости до повторной зарядки. Каждый процесс разряда-заряда называется зарядным циклом. Если возможно использовать более 50% энергии, запасенной в АБ до ее заряда, такая батарея называется батареей «глубокого разряда».
Свинцово-кислотные АБ спроектированные для использования в системах автономного электроснабжения имеют срок службы от 300 до 5000 циклов (для никель-кадмиевых до 50 000 циклов), при условии, что они разряжаются на 20% емкости. В системах на базе ВИЭ батарея может разрядиться гораздо сильнее. Для обеспечения длительного срока службы, обычный цикл должен быть менее 20% емкости АБ, а глубокий разряд — не более 80% емкости.

Общие рекомендации по выбору типа аккумуляторов
В системах бесперебойного питания могут использоваться четыре основных разновидности аккумуляторов (АКБ):
1) Стартерные автомобильные малообслуживаемые (проверка уровня электролита раз в год и доливка дистиллированной воды при необходимости). Их необходимо устанавливать в нежилое проветриваемое помещение. Срок службы, при оптимальных условиях эксплуатации 3 — 5 лет.
2) Стартерные автомобильные необслуживаемые герметичные. Их можно устанавливать в жилое помещение. Срок службы, при оптимальных условиях эксплуатации 3 — 6 лет
3) Стационарные типа AGM. Их можно устанавливать в жилое помещение. Срок службы, при оптимальных условиях эксплуатации до 12 лет.
4) Стационарные типа GEL (гелиевые). Их можно устанавливать в жилое помещение. Срок службы, при оптимальных условиях эксплуатации 12 лет.

Cтационарные аккумуляторы (АКБ) типа AGM, почти такие же как стартовые необслуживаемые, но имеют адсорбированный электролит (он как бы не жидкий, т.к. находится в порах стекловолоконных сепараторов) и срок их службы при соблюдении требований (например, не оставлять разряженными более 24 часов или заряжать не на 100 % и т.п.) не 6, а 12 лет. Но и цена их выше в 2 раза. Учитывая, что всё же, за долгий срок есть вероятность их разряда и длительного оставления в разряженном состоянии (или неполного заряда), их преимущества перед стартерными автомобильными необслуживаемыми герметичными АКБ весьма спорны. Менее рискованно купить последние в два раза дешевле, пусть даже их потребуется заменить раньше.

Существуют стационарные АКБ типа GEL (геливые), электролит у них в особых сепараторах, они немного дороже чем AGM, но вот они действительно раза в 1,5 — 2 более устойчивы к глубоким разрядам, недозарядам и т.п. чем AGM, хотя их срок службы тоже установлен 12 лет.

Получается, что если электричество есть, но иногда пропадает, имеет смысл покупать обычные стартовые или стартовые необслуживаемые (или, если есть лишние деньги, типа AGM) — ведь разряды будут относительно редкими и далеко не всегда до полного разряда АКБ.

А вот если система полностью автономна, т.е. нет сети вообще, а есть бензогенератор и/или солнечные батареи и/или ветрогенератор, т.е. когда система постоянно заряжается/разряжается, может заряжаться не до конца, и часто находиться в разряженном состоянии — вот тогда, имеет смысл потратиться на дорогие гелиевые АКБ.

parus.z42.ru